30 ноября 2020, понедельник
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Человеческое

Возвели в цифру

05-11-2020

Известный российский журналист рассказал об особенностях работы в интернет-эпоху

Алексей Пивоваров – это яркий пример того, как профессиональный телевизионный журналист смог «встроиться» в современные реалии и стать автором успешного YouTube-канала.

Всего за год число подписчиков канала «Редакция» со смелым слоганом: «Теперь журналистика есть и в Ютьюбе!» перевалило за миллион, а сейчас превышает 1,5 млн подписчиков. Кроме того, проект получил серебряную и золотую кнопки YouTube.

Что же из себя представляет журналистика в интернете и чем она отличается от телевизионной? Об этом и о многом другом мы и поговорили с самим Алексеем ПИВОВАРОВЫМ.

Поймали в Сеть

– Алексей, у вас огромный опыт работы ТВ-журналистом, сейчас обороты набирает YouTube-канал «Редакция», который месяц назад «отметил» 1,5 миллиона подписчиков. В чём, на ваш взгляд, принципиальная разница между телевизионной и YouTube-журналистикой?

– С точки зрения содержательной части отличий нет. Везде нужно следовать журналистским правилам, которые всем хорошо известны. И результат, объективистская (не говорю объективная, потому что любая картина субъективна) картина происходящего события, явления или портрет человека должны быть сделаны профессионально, должны соответствовать тем требованиям, которые журналист всегда к себе предъявляет.

С другой стороны, отличия в форме, конечно же, есть, и существенные. Не буду углубляться в узкопрофессиональные вопросы и сравнивать «телик» с YouTube. Но в целом можно сказать, что аудитория YouTube больше привыкла доверять, смотреть интервью, в то время как телевизионные зрители хотят некоего нарратива от самого журналиста. Но ключевого содержательного отличия между ними, повторюсь, нет.

– Ранее вы работали на федеральных телеканалах, где реклама не была основным источником дохода. Как сейчас получается совмещать профессиональную позицию журналиста и коммерческую составляющую YouTube-проекта?

– Сейчас мы живём исключительно за счёт рекламы, она составляет 100 процентов выручки, которую мы вкладываем в развитие и съёмки. Два единственных источника финансирования, которыми живёт «Редакция», – это та реклама, что мы размещаем сами, и та, которую размещает у нас Google. Всё открыто, со всей суммы мы платим налог, и для меня это очень крутая и неожиданная ситуация, потому что я оказался в системе, где нет начальства. Сейчас я сам определяю, что хорошо, что плохо, а главное – что интересно и что я хочу или не хочу делать. Но и как я это буду делать, тоже определяю сам. Это довольно интересный вызов в сравнении с тем, как это было, когда я работал в редакциях и в корпорациях. Это совершенно другая реальность, но она, на мой взгляд, вызывает и большую ответственность тоже.

– Ведёте ли вы личный рейтинг выпусков – какой эпизод был более популярен у аудитории, какой – менее? И какой из выпусков, может быть, наиболее дорог вам?

– У меня нет любимого выпуска. Все выпуски мне дороги: один чуть больше, другой – меньше. Но я считаю, что у нас много удачных выпусков. И что меня особенно радует – удачных у нас существенно больше, чем неудачных. Потому что они тоже случаются, но их меньше, чем тех, которые мне приятно вспоминать.

Если кто-то не знаком с каналом «Редакция», то обязательно зайдите и посмотрите: там большое тематическое разнообразие. Мы не зацикливаемся на чём-то одном: не делаем только общественно-политические сюжеты или лишь развлекательные, или только об экономике, или исключительно в жанре интервью. Мы рассказываем про разное, и у нас часто происходит смена регистров от каких-то оптимистических тем к проблемным. И этим данная работа мне также нравится. Ведь очень быстро можно переключаться и видеть жизнь во всём её разнообразии, а не только в каких-то чёрных, белых, или, так скажем, «обязательных» тонах.

Рабочие моменты

– Не планируете ли вы открывать курсы для журналистов, чтобы сделать их профессионалами именно в YouTube?

– Меня часто об этом спрашивают, но я не преподаватель и не учитель по своей натуре. Я – практик и полевой работник, то есть я могу учить кого-то в своём коллективе, но это небольшая группа людей, и туда я беру только тех, кто мне нужен. Действительно, существует огромная проблема с обучением журналистов в России, и я её очень хорошо осознаю, так как постоянно сталкиваюсь с недостатком профессионалов. Но, к сожалению, я не могу посвятить себя тому, чтобы обучать. Это совершено другая работа, и к ней нужно быть очень серьёзно подготовленным, а у меня такой подготовки нет.

– У вас в Instagram стоит хэштег «#городапивоварова», под которым вы оставляете записи о российских городах, где побывали. Будет ли подобный отзыв о посещении Нижнего Новгорода?

– Я много езжу по России, и у меня накопилось много разных личных впечатлений от городов. Их я и решил выкладывать – по одному в неделю. Когда есть свободное время, мы с командой формулируем, подбираем хорошие фотографии и постим. До Нижнего Новгорода ещё не дошла очередь, но, думаю, скоро будет.

– А могут ли в будущем эти записи перерасти в соцсетях в цикл документальных фильмов?

– Это большая и длинная история, и пока некогда об этом даже думать. В любом случае, на данный момент таких планов нет.

Знаешь? Широкая публика помнит Алексея Пивоварова по программам на телеканале НТВ. Там он работал корреспондентом в программе Леонида Парфёнова «Намедни. Неполитические новости» и вёл программы «Страна и мир» и «Сегодня». В рамках последней в 2005 году он записписал беседу с государственным секретарём США Кондолизой Райс.

В декабре 2011 года, во время всероссийских митингов против результатов выборов в Госдуму, отказывался выйти в эфир без освещения этих событий. В итоге сюжет о митингах стал главным в вечернем выпуске программы «Сегодня».

С 2008-го по 2013 годы возглавлял редакцию вечерних информационных программ НТВ.

В 2012 году в телебеседе с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым посетовал на цензуру на телеканалах.

Снял много нашумевих документальных телепроектов – «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», «Москва. Осень. 41-й», «Брест. Крепостные герои», «Отечественная. Великая»).

Уход Пивоварова с НТВ в 2013 году для зрителей стал полнейшей нежиданностью. Сам телеведущий объяснил свой уход желанием попробовать то-то новое. «Я считаю, что добился многого как ведущий новостей и автор документальных фильмов. Мне интересно попробовать в телевидении что-то другое, поработать продюсером и менеджером», – заявлял он.

Этим новым стала работа в «СТС Медиа» в качестве продюсера и менеджера. В 2016 году он стал главным редактором телеканала RTVi. Но в этом году Пивоваров покинул и этот пост. По словам журналиста, развитие личных проектов, на которых он был сосредоточен последнее время, требует от него большого количества времени и сил. К этому времени его YouTube-канал «Редакция», созданный в 2019 году, набрал ощутимую популярность. Только за год число его подписчиков достигло 1 миллиона и продолжает расти.

С прошлого года на его канале «Редакция» вышло множество выпусков с журналистскими расследованиями на острые социально-политические темы.

Один из последних эпизодов был посвящён трагедии в Нижнем Новгороде, когда журналистка Ирина Славина совершила самоподжог.

Светлана ЛЁВКИНА.


Популярное


УСЫНОВИ НАЛИЧНИК

Необычная акция в Нижегородской области


Сейчас читают


РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Пять способов спасти планету, не прилагая больших усилий


СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖ

Сын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей


АРХИВ