23 октября 2020, пятница
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Секретные материалы

Нелётная погода

09-04-2020

Как вернуть свои деньги за сорванный отпуск

Туристический сезон в этом году оказался под угрозой срыва. Из-за эпидемии коронавируса страны закрыли свои границы, а тысячи туристов остались без долгожданного отпуска. При этом туроператоры массово отказываются возвращать деньги за путёвки, ссылаясь на финансовые трудности.

Как вернуть свои деньги, потраченные на летний отдых?

Отдых испортили

Нижегородка Юлия Васильева ещё в начале января купила тур на майские праздники. Неделя на испанском острове Майорка обошлась туристке всего лишь в 22 тысячи рублей (ближе к заветной дате тур стоил уже в районе 40 тысяч). А потом ситуация резко изменилась.

– Когда стало известно, что Испания, как и другие страны, закрыла границы, я обратилась в турфирму, где покупала путёвку, – рассказывает Юлия. – По закону я могла аннулировать тур и получить свои деньги, ведь услуга мне не была оказана. Но не тут-то было! Мне настойчиво стали предлагать не забирать свои деньги. Представитель турагентства объяснял это тем, что если все начнут возвращать деньги, то бизнес рухнет и мы вообще ничего не добьёмся. Взамен мне предложили заморозить деньги и перебронировать тур на другое время. Правда, на какое – непонятно: ситуация с коронавирусом на пике и никто не знает, когда это закончится.

…И таких, как Юлия Васильева, – миллионы по всей стране. В туристической отрасли сейчас сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, из-за того, что зарубежные страны закрылись, а рейсы отменены, туроператоры не могут выполнить своих обязательств и аннулируют туры. С другой стороны, возвращать деньги туристам они не спешат. Вместо этого путешественникам предлагают заморозить средства на депозите или перенести тур на более поздний срок.

Причина простая: если туроператоры вернут все деньги туристам, купившим путёвки на лето (а это, по предварительным подсчётам, около 37 миллиардов рублей), то они попросту разорятся.

– Туроператоры перечислили деньги за гостиницы и авиаперелёт за тех, кто собирался поехать в марте–июне, – объяснил вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. – Никто в нынешней ситуации возвращать средства не собирается, я имею в виду, например, европейские гостиницы в Испании, Италии, Греции, на Кипре. При этом они готовы перенести отдых, когда позволит эпидемиологическая обстановка. Если в соответствии с нынешними правилами туроператоры отдадут деньги людям, не имея возможности их получить от партнёров, которым они заплатили, то это неизбежно приведёт к банкротству.

На днях туроператоры попросили правительство страны отсрочить выплаты по аннулированным турам… до 2022 года. В этом случае вместо живых денег, которыми турист оплатил путёвку, он получит на руки сертификат на эту же сумму. Этот сертификат можно использовать на покупку путёвки в другие сроки.

Пустились в расход

Конечно, такой вариант устраивает далеко не всех. Во-первых, туристы искренне недоумевают: почему они должны поддерживать бизнес своими деньгами? Во-вторых, через год, когда ситуация изменится, потраченную сумму просто съест инфляция. И в-третьих, туроператор может, в конце концов, обанкротиться, и тогда вернуть свои деньги будет очень сложно.

Правда, пока чиновники это предложение туроператоров не поддержали.

На сторону туристов встали депутаты Госдумы. В третьем, окончательном чтении народные избранники приняли закон о выплатах за отменённые туры. Для компенсаций предложено использовать фонды персональной ответственности туроператоров. Это своеобразный неприкосновенный запас, который делали сами операторы, чтобы использовать их в случае чрезвычайной ситуации. Правда, по оценкам экспертов, резерва этих фондов на всех пострадавших не хватит. По последним данным, в фондах было 1,7 млрд рублей. Это капля в море по сравнению с теми суммами, которые сейчас нужно выплатить всем туристам.

Сами с усами

Непростая ситуация и с теми, кто оформлял поездку напрямую через системы онлайн-бронирования. Например, сервис Booking до сих пор не вернул многим туристам деньги. Его специалисты советуют сначала писать напрямую в тот отель, где клиент бронировал номер. И только если там ответят отказом, конфликт поможет разрешить агрегатор.

Другой популярный сервис – Airbnb – отреагировал на ситуацию с коронавирусом по-другому. Если клиент забронировал жильё до 14 марта и путешествие должно состояться до 31 мая 2020 года, бронирование можно отменить и сервис полностью вернет сумму бронирования. Но если бронирование оформлено после 14 марта 2020 года, тогда действуют обычные правила отмены.

Компенсировать деньги туристам должны не только туроператоры и сервисы бронирования, но и авиакомпании. По словам экспертов, стоимость авиабилетов на рейсы, которые были отменены из-за коронавируса, должна быть полностью возмещена покупателю независимо от статуса возвратности билета.

Если же рейс ещё не отменён (например, запланирован на май), но тариф возвратный, деньги также должны вернуть покупателю. При этом, по мнению юристов, лучше проявить инициативу самому и обратиться в авиакомпанию, поскольку поток заявлений сейчас очень большой.

У большинства российских авиакомпаний подход один. Если рейс отменен, за билет возвращают все деньги без всяких штрафов либо его можно бесплатно обменять на другие даты и маршруты. Это касается всех тарифов, в том числе невозвратных. 

Руководство к действию

Чтобы вернуть деньги за путёвку

Первым делом составьте досудебное заявление (претензию).

– Если путешественник бронировал тур в турагентстве или напрямую через туроператора, то в первую очередь ему нужно обратиться туда с заявлением о возврате денежных средств, – рассказывает юрист Ирина Пеганова. – В нём необходимо сослаться на законы «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в России».

В заявлении нужно объяснить, что деньги должны вернуть, поскольку поездка невозможна по независящим от него условиям – из-за пандемии коронавируса.

– Соответственно, при расторжении договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в статье 14 закона № 132-ФЗ, туристу до начала путешествия возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – её часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, – сообщили в региональном Управлении Роспотребнадзора.

Если туроператор ответит, что выплаты в ближайшее время осуществлять не планирует, можно подать на него в суд.

– К сожалению, сейчас из-за вируса суды частично приостановили свою работу, – констатирует Ирина Пеганова. – Но когда ситуация стабилизируется, клиенты туроператоров вправе подавать иски, ссылаясь на ФЗ «О защите прав потребителей». При этом иск можно подавать как по месту нахождения ответчика, так и по месту нахождения истца.

При этом по закону несостоявшийся путешественник вправе отсудить потребительский штраф в размере 50 процентов от оплаченной стоимости тура, неустойку за нарушение сроков возврата денег и компенсацию морального вреда.

Чтобы вернуть деньги за авиабилет

Обращаться за возвратом нужно туда, где приобретали билет. Если покупали его на сайте авиакомпании, обычно и возврат можно оформить онлайн. Если на сайте бронирования билетов или в турагентстве – то и за возвратом нужно обращаться туда.

Скачать бланки заявления на возврат средств можно по этому qr-коду: 


Популярное


УСЫНОВИ НАЛИЧНИК

Необычная акция в Нижегородской области


Сейчас читают


РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Пять способов спасти планету, не прилагая больших усилий


СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖ

Сын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей


АРХИВ