25 января 2020, суббота
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Человеческое

Алиса в зазеркалье

05-12-2019

Почему знаменитая актриса развелась со своими тремя мужьями

Эльдар Рязанов не раз признавался, что снял свой «Служебный роман» только благодаря Алисе Фрейндлих, которую он изначально и видел в главной роли. Картина принесла блистательной актрисе оглушительный успех.

Сама Алиса Бруновна, которой 8 декабря исполнится 85 лет, знала, что такое служебные роман, не понаслышке. Именно из него, по сути, и выросли все три её брака.

Правда, в отличие от героини легендарного фильма саму актрису сделать счастливой они так и не смогли.

Принцесса на горошине

Звезда Алисы Френйндлих восходила неспешно. Кинодебют в фильме Владимира Венгерова «Город зажигает огни» особого успеха не принёс. В театре Комиссаржевского, куда сразу после театрального вуза попала будущая звезда, ей доставались незначительные роди проходных героинь. А в одном из спектаклей она и вовсе сыграла четырнадцатилетнего подростка Гоги.

От амплуа вечной травести, которое светило невысокой актрисе, её спас Игорь Владимиров. Он был приглашен в театр на постановку двух спектаклей. По словам самой Фрейндлих, он первым поверил в то, что она может сыграть лирическую героиню.

Вскоре Владимирова назначили главным режиссером Театра имени Ленсовета, и он тут же пригласил юную Френдлих к себе.

Их творческий роман очень быстро перерос в реальный. По словам Алисы Бруновны, она поначалу «обалдела от творческого единодушия», а потом возникло более земное чувство.

Сама она в ту пору была замужем за красавцем­однокурсником Владимиром Карасевым. Правда, счастливым брак назвать было сложно. По словам актрисы, она никогда не испытывала к мужу сильных чувств и называла свой первый брак черновиком.

Игорь Владимиров же, который был старше на 16 лет и казался очень мудрым, покорил её практически сразу. Как вспоминала сама Фрейндлих, устоять перед ним было невозможно – голубые глаза, голубой костюм и голубая «Волга». А его чувство юмора, по словам Алисы Фрейндлих, и вовсе ошеломляло.

«Я была влюблена мертвецки!» – делилась позже актриса.

Сам Игорь Владимиров тогда был женат на звезде театра БДТ Зинаиде Шарко, вместе с которой растил сына Ваню. Зрители со всей страны ездили посмотреть на неё в спектакле «Пять вечеров». Владимирову же, судя по всему, была нужна не просто жена, а творческий единомышленник. И Алиса Фрейндлих, ради которой он не раздумывая ушёл из семьи, на долгие годы стала для него этим единомышленником.

– У меня был замечательный муж, соратник и союзник. Мы вместе создавали театр, как говорится, двигались в общем танце, – рассказывала нам сама Алиса Фрейндлих.

Они с упоением строили театр, который был их общей страстью, общим «ребёнком».

Город зажигает огни

Именно в постановках Владимирова она сыграла свои лучшие театральные роли. На их спектакли было невозможно попасть. Желающие купить билеты занимали очередь у театральной кассы с ночи.

«Это было счастливейшее время в жизни каждого из них – и мамы в том числе», – вспоминала дочь Алисы Фрейндлих.

А вскоре подоспела и экранная слава.

Поначалу отношения с кино у актрисы складывались не очень удачно. Её лицо считалось не фотогеничным, а потому, несмотря на многочисленные успешные пробы, роли в картинах в итоге доставались другим актрисам.

Так, мимо прошла роль Шурочки Азаровой в фильме Эльдара Рязанова «Давным­давно». Её в результате сыграла Лариса Голубкина. Неудачей закончились и пробы в «Иронию судьбы» на роль Нади Шевелёвой.

В комедии всё того же Рязанова «Зигзаг удачи» Фрейндлих уже сама отказалась играть – она в ту пору как раз готовилась стать мамой. В итоге роль некрасивой сборщицы взносов досталась Валентине Талызиной.

– Помню, меня пробовали на роль мисс Чивли в «Идеальном муже». Мне она очень нравилась. А когда я пришла снимать мерки, то увидела эскиз, на котором было написано «Гурченко». И я поняла, что вопрос по актрисе решён. Было немного обидно, – делилась с нами сама Алиса Бруновна.

Оглушительный успех «Служебного романа» начисто изменил отношение режиссёров к Фрейндлих, подарив ей статус всесоюзной знаменитости.

Тайна железной двери

Владимиров успехи жены в кино воспринимал болезненно и категорически запрещал ей сниматься.

«Даже в картину «Служебный роман» мама попала после долгих переговоров. Эльдар Рязанов приезжал к нам и еле уломал его отпустить Алису на съемки», – вспоминала их дочь Варвара.

Масла в огонь подливала и театральная критика, писавшая восторженные рецензии о талантливой актрисе, о нём же – ни слова.

Как рассказывала нам сама Алиса Бруновна, Владимирова стало задевать, когда успех того или иного спектакля целиком приписывали ей. А его заслуги как создателя постановки просто обходили стороной. Ситуацию усугубляли пристрастие Владимирова к алкоголю и его любвеобильность.

Фрейндлих знала о многочисленных театральных романах мужа и долгое время ему их прощала.

«Я его не ревновала до поры до времени, потому что он вёл себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период. Вы знаете, пьяный человек немножко «сорит» за собой, и все его грехи стали видны», – делилась как­то она.

После этого, по словам актрисы, она и сама начала себя чувствовать более свободно. Стала позволять себе романы на стороне. В итоге Пигмалион и его Галатея решили расстаться.

– Мы разошлись в 78­м году. До этого пять лет не могли решиться. Игорь Петрович сам стал подхрамывать как режиссёр. И я поняла, что и я начинаю подхрамывать. Конечно, были и другого порядка причины. Но главным было ощущение утраченности новизны. Нужны были новые чувства, – делилась с нами сама Алиса Бруновна.

Эти самые чувства ей, похоже, и подарил коллега по сцене Юрий Соловей. Их роман начался на спектакле «Варшавская мелодия», который ставил Игорь Владимиров. Играя влюблённых на сцене, они вскоре оказались ими и в реальной жизни.

Соловей был младше Фрейндлих на 15 лет и значительно уступал ей в успешности. За глаза его называли «муж Алисы Бруновны». И это, конечно же, сильно тяготило его.

«Способностей в лицедействе имел мало, зато был отличным парнем и очень талантливым художником­самоучкой. Мне с ним было хорошо, хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии», – вспоминала позже сама актриса.

Когда Фрейндлих спустя пять лет после расставания с Владимировым решила покинуть их общий театр, Юрий ушёл вместе с ней. Продолжать работать у Владимирова было бы странно.

Однако в БДТ, куда перешла Фрейндлих, за женой не пошёл – оставаться «мужем Алисы Бруновны» ему уже порядком надоело.

Соловей оставил актерство и стал свободным художником. Однако добиться признания на новом поприще ему поначалу тоже не удалось. На этом фоне успехи жены удручали всё больше и больше.

«То обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на на===ши отношения. Когда мы поняли, что в нашей жизни стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...» – вспоминала Алиса Бруновна.

Расставались они мирно. Алиса Фрейндлих даже хлопотала о том, чтобы бывшему мужу выделили хоть какое­нибудь жильё. Сейчас Юрий со своей женой (тоже бывшей актрисой Ленсовета) живёт в Германии. Но бывшие супруги встречаются при малейшей возможности.

«В личной жизни, к сожалению, я несчастлива. Не могу сказать, что у меня совсем не было счастья. Были, конечно, и счастливые годы. Но все в конце концов разбивались о мою занятость», – честно признавалась она.

По большому счёту, все её попытки обрести женское счастье разбились о любовь к профессии. Именно с ней у блистательной актрисы и сложился самый прочный и взаимный служебный роман.

Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.


Популярное


ЗИМНЯЯ СКАЗКА

На стадионе «Нижний Новгород» откроют каток


Сейчас читают


РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Пять способов спасти планету, не прилагая больших усилий


СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖ

Сын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей


АРХИВ