30 января 2020, четверг
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Сейчас читают

Дорожный беспросвет

28-11-2019

Нижегородская общественность обсуждает громкий арест бывшего министра транспорта региона Вадима Власова. Напомним, экс­чиновника обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями: по версии следствия, он действовал в интересах ряда компаний на дорожных аукционах.

Эксперты предполагают, что арест бывшего министра может быть связан с другим уголовным делом, также тесно связанным с транспортной сферой.

Есть контракт

Арест Вадима Власова для многих стал полной неожиданностью. Летом он написал заявление по собственному желанию, оптимистично заявив журналистам, что нашёл другую работу. Хотя источники утверждали, что к работе бывшего министра накопилось множество претензий. Одна из них – срыв сроков строительства одного из крупнейших проектов региона – дороги Неклюдово – Золотово стоимостью 3,6 млрд руб.

А спустя три месяца оперативники задержали его в Приморском районе Санкт­Петербурга, куда он поехал к своему 16­летнему сыну.

Бывшего чиновника обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, будучи министром, Вадим Власов давал распоряжения бывшему руководителю нижегородского Главного управления автомобильных дорог (ГУАД) Денису Цветкову заключать контракты на содержание и ремонт дорог с определёнными компаниями по максимальной (начальной) цене контракта.

Сам Денис Цветков сейчас является фигурантом уголовного дела по такой же статье. Следствие считает, что ГУАД незаконно отказало компании в заключении контракта на содержание автомобильных дорог одного из муниципальных районов области на сумму 68 млн рублей. В рамках расследования этого уголовного дела Денис Цветков дал показания на Вадима Власова.

По другой версии, экс­министру припомнили скандал, связанный с увольнением ещё одного высокопоставленного чиновника. Речь идёт о бывшем главе Нижегородэлектротранса Максиме Дранишникове, который сейчас также находится под следствием. Его обвинили в крупном мошенничестве, связанном с якобы фиктивными работами по организации архива транспортного предприятия. Оперативники, посчитав, что экс­директор скрывается от следствия, задержали его в машине на пути в Белоруссию. Сам он, правда, утверждал, что решил уйти в паломничество.

Хоть строй, хоть падай

Это уже не первый скандал вокруг дорожной отрасли региона.

Так, до Вадима Власова министерство возглавлял Александр Герасименко, который считался верным соратником экс­губернатора Валерия Шанцева. До назначения на высокий пост он руководил фирмой «Магистраль». Именно она стала одним из самых крупных исполнителей госзаказов по дорожному строительству в области. Впрочем, до официальных разбирательств дело так и не дошло.

С приходом новой команды губернатора Герасименко покинул свой пост.

А в случае с бывшим заместителем губернатора Антоном Авериным дело в итоге дошло до прокуратуры. Ещё в самом начале карьеры, когда бывшему чиновнику едва исполнилось двадцать, его подозревали в хищении 4 миллионов рублей бюджетных денег, выделенных на строительство метромоста. Аверин тогда возглавлял ООО «Строймост» – фирму, выступавшую подрядчиком по строительству переправы. К слову, генподрядчиком по строительству метромоста выступала компания «Мостоотряд­1», которую возглавлял отец Антона Аверина – Валерий Аверин. Дело дошло до суда, но там развалилось.

В 2014 году прокуратура уличила Антона Аверина в конфликте интересов и настаивала на увольнении замгубернатора. Ведомство доказало в суде, что Аверин не уведомил Валерия Шанцева о том, что его тёща через кипрские офшоры выступала владельцем «Строймоста» – компании, которая получала в 2008–2012 годах крупные муниципальные и госзаказы.

До суда на этот раз дело не дошло. Однако Антону Аверину пришлось покинуть областное правительство.

…По мнению экспертов, дорожное строительство всегда было одной из самых коррупционных сфер. Это даже признали официально: глава МВД Владимир Колокольцев во всеуслышание заявлял, что лидерами по коррупции в стране является строительство и содержание автодорог.

Эксперты объясняют это тем, что сейчас строительству дорог уделяется большое внимание. В эту сферу вливаются миллиарды бюджетных средств, поэтому находится много желающих на них поживиться.

– Схемы давно отработаны, – объясняет профессор кафедры социально­гуманитарных наук НИУ ВШЭ политолог Сергей Кочеров. – На этом действительно можно неплохо навариваться, особенно если есть связи с подрядчиками, которые готовы с пониманием отнестись к твоим запросам. Ты помогаешь им выиграть конкурс, а они отстёгивают определённую сумму. Сюда же можно пристроить своих знакомых, которые имеют отношение к строительству дорог.

- К сожалению, несмотря на постоянное ужесточение законов и конвейер посадок, количество коррупционных преступлений в России не снижается, - отмечает руководитель Нижегородского филиала ФоРГО Евгений Семенов. - Иногда начинает казаться, что мы имеем дело с чем-то вроде психического заболевания, вроде лудомании - патологической склонности к азартным играм. Если ни совесть, ни закон не в состоянии остановить коррупцию, то может быть пора обратиться к психиатрии? Может быть, кандидатов на чиновничьи должности стоит отправлять на глубокую диспансеризацию, диагностируя их склонность к коррупционным преступлениям? Есть же профессии, допуск к которым требует обязательного заключения психиатра. Правда есть подозрение, что тогда в России начнется жесточайший кадровый голод.

…Во время суда Вадим Власов заявил, что не признаёт вины, но готов сотрудничать со следствием. Он и его адвокаты настаивали на домашнем аресте.

Однако суд заключил экс­чиновника под стражу до 24 декабря. По предъявленной статье ему может грозить до семи лет лишения свободы.

Юлия МАКСИМОВА.


Популярное


ЗИМНЯЯ СКАЗКА

На стадионе «Нижний Новгород» откроют каток


Сейчас читают


РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Пять способов спасти планету, не прилагая больших усилий


СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖ

Сын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей


АРХИВ