15 декабря 2019, воскресенье
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Человеческое

Гонки на выживание

08-08-2019

Нижегородцы победили потомков татаро-монголов

Нижегородцы приняли участие в известном ралли «Шелковый путь». За десять дней было пройдено 5 тысяч километров по сибирской тайге, монгольским степям и китайским пескам.

Они рассказали нам, как ездят потомки татаро-монголов и что едят за Великой Китайской стеной.

Старт после потопа

Ралли-рейд – это гонка на длинные дистанции по пересеченной местности. Маршруты «Шелкового пути» никогда не повторяются. В этом году трасса была самой протяженной – 5 тысяч километров (от Иркутска до китайского города Дуньхуан).

В гонке участвовала команда «ГАЗ Рейд Спорт», в состав которой входят два нижегородских экипажа: пилот Михаил Шкляев со штурманом Александром Лагутой и пилот Болеслав Левицкий со штурманом Станиславом Долговым. Они ехали на двух грузовиках «Газон Next», которых гонщики называют внуками «шишиги».

К месту старта участники из всех стран добирались организованной колонной. Гоночные автомобили ехали на прицепах, присоединенных к машинам техпомощи.

«Шелковый путь» стартовал в Иркутске. Первые два дня участники ехали по Сибири почти с комфортом: в тени лесов не одолевала жара, природа радовала глаз. Но судья сразу предупредил: «Вокруг много медведей. Если сломаетесь, из машины не выходите, даже если просто пробьете колесо. Сидите, ждите вертолета или судейскую машину».

Перед Тулуном под Иркутском из-за наводнения колонна простояла сутки – дорога была полностью затоплена, а в объезд – 500 км лесами.

– Конечно, ужасно. Вдоль дороги проплывали не обломки, а целые деревянные дома, – рассказывает Александр Лагута. – Народ претерпел жестокое бедствие.

Гонщики переживали, что из-за наводнения изменится график гонки, отменят какие-то этапы, но всё прошло по плану.

Братья-монголы

Про монгольские степи гонщики рассказывают скупо: степи как степи, на сотни километров ни одной живой души, кроме сайгаков.

– Очень большая часть населения Монголии как были кочевниками, так и остались. Они реально живут в юртах, только около них пара джипов стоит и спутниковая антенна, – смеется Михаил Шкляев. – Или у дороги стоят три-четыре юрты, колеса навалены – шиномонтаж.

Больше всего потрясло радушие местных жителей.

– Монголы к нам чудесно относились. Очень многие коряво, но говорят по-русски. Мы как будто в Советский Союз попали, – вспоминает Станислав Долгов. – Несколько человек подходили и напоминали: мы и русские – братья!

Однажды за 10 км до финиша их автомобиль встал: разрядился аккумулятор. Тут же подъехал местный водитель и предложил свой. Гонщики отказались, зарядили аккумулятор от его машины и завершили этап гонки.

А вот сами монгольские участники гонки, наоборот, неприятно удивили нижегородцев.

У гонщиков принято помогать друг другу, даже соперникам. Если машина остановилась на трассе по какой-то причине, проезжающие мимо обязательно поинтересуются, не нужна ли помощь.

Согласно правилам и гоночной этике, если тебя догнала идущая сзади машина (на этапах гонки автомобили стартуют с разницей в минуту), полагается уступить дорогу. Но монгольский экипаж принципиально не пропускал никого. Если его пытались обогнать по степи – а это очень большой риск, – он давил на газ изо всех сил.

– Он пыль поднимает, мы даже приблизиться не можем. Мы ныряем в эту пыль и ничего не видим. А если он тормознет, мы же врежемся и раскатаем влегкую, – возмущается Болеслав. – Ситуация очень опасная.

Такой залихватский стиль вождения присущ вообще всем монгольским водителям. Нижегородцы рассказывают, что во многих странах не слишком придерживаются правил дорожного движения – в Юго-Восточной Азии, Южной Америке, в Египте. Но с Монголией их близко не поставишь. Среди гонщиков даже бытует определение: ездишь, как монгол.

Через пески без остановки

Самые тяжелые два дня «Шелкового пути» были среди дюн пустыни Гоби. Дюны в лоб не возьмешь, приходится искать пути объезда, и тут особая роль у штурмана.

– В степях на грунте мы ошиблись – остановились, развернулись. В песках такой возможности нет. Если ты остановился, застрял, больше уже не тронешься, – рассказывает Станислав. – Поэтому водитель полностью сконцентрирован на выборе маршрута, а моя задача – сидеть молча и контролировать ситуацию.

Гонщики говорят, что высота дюн в Гоби достигает 400 метров. Это как из нижней части Нижнего Новгорода смотреть на Окский склон.

– А самое интересное – это гребни, – делится пилот экипажа Болеслав Левицкий. – Его надо проходить не быстро и не медленно, а чтобы хватило инерции машины его перевалить. А что за ним – неизвестно. Там может быть ровное плато, а может – обрыв в несколько десятков метров. Вот и ныряли, как на американских горках.

Китайская стена

Гонщики вспоминают, что как только пересекли границу с Китаем, словно попали в другой мир. На дорогах идеально всё: ровные дороги, чистота, понятные знаки, оборудованные съезды, инфраструктура. Но на заправках не принимают международные банковские карты, только китайской платежной системы UnionPay или наличные.

Китайская еда нижегородцев откровенно удивила.

В сухом пайке, который им выдавали каждый день, обнаружилось нечто в вакуумной упаковке, похожее на вареное яйцо, только очищенное и коричневого цвета.

– Я спросил у механиков, что это такое. Они говорят: попробуй, только из машины выйди, – смеется Станислав. – Оказалось, это искусственное яйцо, без желтка, в соевом соусе. Я, конечно, откусил и даже проглотил, но больше есть не хотелось.

Завтрак в гостинице тоже не порадовал: каша представляла собой плавающую в воде жесткую крупу,. Пошли в магазин, чтобы подкрепиться чем-то более привычным. Но колбаса, которая лежала среди мясных деликатесов и стоила недешево, оказалась сладковатой и без мяса.

– Я когда в Нижний приехал, жена по моему заказу окрошки наделала. Вот это была еда! – говорит Станислав.

На «Шелковом пути» не было разделения грузовиков по объему двигателя, как на других ралли. В результате нижегородцы соревновались с машинами, втрое превышающими их мощность. К тому же все автомобили готовят к гонкам специально, а перед ГАЗовской командой поставили задачу достичь как можно более высоких результатов на практически серийных автомобилях.

– Среди 16 мощнейших грузовиков у нас 9-е и 10-е места. Впереди четыре «КамАЗа», два «МАЗа» и заводская команда «Рено». Сзади остались «ДАФы», «МАНы» – приятно, – говорит Михаил Шкляев. – Но главное – все доехали в целости и сохранности, потому что трасса сложная и очень много машин сошло.

Впереди у нижегородцев участие в чемпионате России по гонкам на грузовиках и подготовка к сложнейшему ралли Africa Eco Race по маршруту Монако – Дакар, которое пройдет в январе будущего года.

Ирина ВИДОНОВА.


Популярное


Видели видео?

Выпуск  «Орла и решки» про Нижний  Новгород вышел в эфир


Сейчас читают


Дорожный беспросвет

За что экс-министр Вадим Власов лишился кресла и свободы


Корабельные новости

Новый детектив Татьяны Устиновой, возможно, будет про наше «Красное Сормово»


АРХИВ