25 января 2020, суббота
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

90 историй о 90-летней истории

Вместе с Россией

19-07-2019

В 2019 году 38 районов Нижегородской области отмечают 90 лет со дня своего образования. Событие - важное для всех нижегородцев. Каждый из нас рождается в большом или маленьком городе и часто даже не задумывается об истории своей «малой Родины». Порой нам не хватает времени, чтобы почитать книги, сходить в музей или библиотеку, а тем не менее даже самый «незаметный» населенный пункт имеет свою историю возникновения и существования. Именно из жизни районов, малых городов и деревень складывается жизнь всей нашей великой страны. Точно так же, как мозаика, из прошлого российской глубинки образуется и большая история Отечества.

…История нижегородских татар очень древняя и удивительная. По мнению известного татарского историка Алимжана Орлова, этот народ является потомком древних племён, которые русские летописи называли мещерой. Исторически Мещера – это лесная область на стыке нынешних Пензенской, Тамбовской и Владимирской областей. Кем были по происхождению мещеры, до сих пор загадка. Одни учёные относят их к угоро-финнам, другие к тюркам. Есть даже мнение, что это одна из ветвей славянского племени вятичей, перемешавшихся с соседними тюркскими племенами.

Мне кажется интересной версия о том, что мещера – это часть тюркского народа древних булгар, которые полторы тысячи лет назад ушли с низовий Волги под натиском кочевников-хазар. Одна их часть переселилась на Балканы, где потом появилась Болгария, а другая осела на землях нынешнего Татарстана, основав государство Волжская Булгария, одно из сильнейших и развитых в средневековой Европе. Важно то, что это был особый, тюркоговорящий народ, который больше тысячи лет жил рядом с русскими.

Вместе с русскими этот народ переживал и все беды и напасти, которые периодически обрушивались на эти земли – княжеские междоусобицы,

нашествие хана Батыя, власть Золотой Орды.

Возможно, именно из Золотой Орды татары-мещары приняли ислам в качестве религии. Проживание на пограничных землях между лесной зоной и степью выработало в этих татарах особые воинские качества, которые очень ценили как русские князья, так и эмиры Золотой Орды. А когда в конце XV века образовалось централизованное Русское государство, то лучших пограничников, чем татары-мещера, найти было сложно – они удачнее всех отбивали набеги татар-ногайцев, которые периодически шли из степи.

Первые факты переселения этих татар на земли нашего юго-востока зафиксированы ещё в начале XVI века, когда строились укрепления по линии Арзамас – Алатырь – Царёвококшайск для защиты русских границ от набегов воинственных ханов Казани. Так, в 1551 году было основано село Рыбушкино. А окончательно татары заселили эти земли во времена Смуты, когда разорённое многолетней гражданской войной Московское царство оказалось беззащитным практически по всем своим границам. Как говорит по этому поводу Алимжан Орлов: «В Смутное время это оказалось самым стратегически слабым звеном новой России, оказавшейся в условиях смертельной опасности. Русские войска и приглашённые казаки оказались не способны противостоять нападкам ногайцев. И решили эту проблему воеводы Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они без санкции царских властей своим указом решили переселить татар-мещарей из Кадомского края в татарскую припьянскую степь. Это нашло свое отражение в документах истории ополчения. Трубецкой и Пожарский создали Совет всей земли, куда пригласили патриотически настроенных людей. В ноябре 1612 года Совет принял решение узаконить переселение татар-мещарей и обратился к будущему царю с наказом предоставить им тарханную грамоту, которая давала право на пожизненное поселение и пользование землями.

В 1618 году царь Михаил Романов, следуя наказу Совета, своим указом предоставил татарам-мещарям тарханную грамоту. Татары сразу были наделены поместьями, а мурзы Баюш Разгельдеев и Наямаш Мангушев получили звание князей. Таким образом, татары-мещары стали одним из важнейших звеньев в системе обороны России не только на восточном, но и на западном направлении. В 1615 году Дмитрий Пожарский взял их в поход против поляков».

Вот так и появились наши нижегородские татары, ставшие важной частью нижегородской истории. По словам Орлова: «у них крепостного права как такового не было – каждый служилый татарин был наделен поместьем, которое закреплялось за ним пожизненно и которое он мог передавать по наследству. По закону татары не имели право держать русских крестьян, поэтому они сами выполняли крестьянскую работу и должны были быть готовы к боевой службе. Поэтому, отмечают исследователи, у них сложилась очень сильная привязанность к земле и чувство хозяина, которые свойственны татарам по сегодняшний день».

Честно и храбро служа России, они, тем не менее, свято берегли и свой язык, и свои обычаи, и свою веру. Неоднократные попытки царской власти окрестить татар не имели особого успеха. В знак протеста некоторые из них даже ушли в Зауралье (Западная Сибирь), положив начало здешней татарской общине. Впрочем, это была, наверное, единственная конфликтная ситуация с центральной властью, которая разрешилась тем, что власть отступила, позволив татарам жить по собственному усмотрению. А так этот народ испытал на себе всё, что пришлось пережить и остальным россиянам.

В ходе великих крестьянских войн под водительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва одни татары поддерживали повстанцев, другие – правительственные силы. То же можно сказать и про Смуту начала прошлого века. В январе 1919 года случилась большая трагедия. На почве недовольства продразвёрсткой взбунтовались жители татарского села Семёновское, в ходе стихийного бунта были убиты несколько коммунистов. Карательный отряд под командованием латыша Ивана Михельсона, начальника Сергачской уездной ЧК, явился в село и без суда и следствия за одну ночь расстрелял больше 50 человек. Для небольшого народа это была огромная трагедия, которая крепко осталась в народной памяти. Трагизм ситуации заключался ещё и в том, что среди карателей были свои же татары... В 1999 году на месте расстрела был открыт монумент памяти всех репрессированных за годы советской власти здешних мусульман...

Но были и другие страницы прошлого. Нижегородские татары активно приняли участие в построении молодого Советского государства, его промышленности и культуры. Особое место, конечно, занимает Великая Отечественная война. Из 10 400 нижегородских татар, ушедших на войну, не вернулись 6700. А имена Героя Советского Союза Садыка Абельханова, кавалера трёх орденов Славы Алляма Айсина, кавалера ордена Ленина Хафиза Фаттахетдинова навсегда заняли почётное место в истории боевой славы нашей Родины...

Не меньший вклад этот народ внёс и в мирной жизни. Как с нескрываемой гордостью пишут сами выходцы из этих мест:

«Из уроженцев Краснооктябрьского района отмечены большой известностью: министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Морозов Алексей Иванович, ведущий историк-международник, многие годы возглавлявший кафедру МГИМО профессор Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович, генеральный директор компании ООО «Полюс-СТ», лауреат Государственной премии России в области науки и техники генерал-майор Калимулин Равиль Азисович, Лина Арифулина, главный режиссёр и директор «Фабрики звёзд», популярный артист Марат Башаров, известные во всём мире Марат и Динара Сафины, Данияр Билялетдинов, футболист Марат Измайлов, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Алия Мустафина, чьё детство прошло в селе Малое Рыбушкино»...

В общем, татары Краснооктябрьского и других районов области и сегодня живут одной жизнью со всем нашим регионом, да и страной в целом, внося свой неповторимый вклад в наше общее развитие.


Популярное


ЗИМНЯЯ СКАЗКА

На стадионе «Нижний Новгород» откроют каток


Сейчас читают


РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Пять способов спасти планету, не прилагая больших усилий


СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖ

Сын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей


АРХИВ