19 июня 2019, среда
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Секретные материалы

Звёздная война

06-06-2019

Как режиссёр Джордж Лукас работал на американский милитаризм

В американском кинематографе сегодня очень популярны всевозможные фантастические экшны с невероятно крутыми героями – все эти «Хранители», «Мстители», «Звёздные пути» и т.д. А начало им положила известная киносага «Звёздные войны», первые части которой вышли на широкий экран ещё в 1977 году. И мало кто знает, что к появлению фильма приложили руку американские военные...

Сегодня историки кино рассказывают нам красивую сказку о том, что режиссер Джордж Лукас долго носился с сумасшедшей идеей создать звёздную эпопею, для которой написал сценарий. Его якобы нигде не принимали, посчитав идею неосуществимой. Но потом нашёлся некий добрый дядя (кажется, Стивен Спилберг), который поверил Лукасу и дал деньги на съёмки. Так в 70-е годы и появились первые «звёздные эпизоды», побившие рекорды кинопроката…

Преодолеть вьетнамский синдром

На самом деле проект Лукаса финансировался… министерством обороны США – Пентагоном. Именно военные специалисты подали Лукасу идею как самого фильма, так и способов съёмки: боевые сюжеты кино лучше всего монтировать с помощью компьютерной графики, которая тогда имелась только в распоряжении Пентагона – американские военные использовали эту графику для проведения виртуальных армейских манёвров. Именно с появлением «Звёздных войн» компьютерная графика окончательно перекочевала в кино. Как пишут сегодня знатоки истории Голливуда: «после «Звёздных войн» режиссёры буквально выстраивались в очередь за помощью военных в создании блокбастеров».

Чем же объяснить интерес высшего руководства американской армии к проекту мало кому тогда известного режиссёра? Для этого надо вспомнить то время. Америка переживала синдром поражения во вьетнамской войне. Поднять национальный дух, казалось, никому уже не по силам. В том числе и Голливуду, добивавшему престиж армии такими убийственными фильмами о проигрыше во Вьетнаме, как «Охотник на оленей», «Апокалипсис сегодня», «Жертвы войны». Американским властям срочно требовались киношедевры, которые не только помогли бы преодолеть комплекс поражения, но и способствовать возрождению национального духа.

Снимать фильмы о реальных войнах на фоне вьетнамского синдрома было делом бессмысленным. Поэтому обратились к фантастике, которая выразила бы все чаяния и надежды американцев на собственное превосходство. Кроме того, фантастика была удобна ещё и тем, что позволяла смоделировать несуществующую военную историю. А поскольку реальных и давних исторических боевых традиций у Америки не было, то их просто придумали вместе с историей, перенеся и то и другое в далёкое будущее.

Создавая свой заказной киносценарий, Джордж Лукас, в общем-то, украл многие сюжеты у других фантастов. Прежде всего у самого талантливого мастера боевой фантастики Эдмонда Гамильтона, автора книжной эпопеи «Звёздные короли». А так как речь шла о срочном государственном заказе, призванном спасти честь нации, то с авторскими правами особенно не церемонились. И потому робкие протесты ряда писателей, усмотревших в «войнах» свои украденные литературные идеи, были проигнорированы.

Под аплодисменты Рональда Рейгана

Любопытно, но с выходом киноэпопеи её терминология прочно вошла в лексикон американских политиков. Вспомните фразеологию президента Рональда Рейгана, яростного противника Советского Союза и столь же фанатичного поклонника «Звёздных войн». Термин «Империя зла», коим Рейган охарактеризовал нашу страну, взят как раз оттуда, из «шедевра» Лукаса. А в начале 80-х годов название фильма стало названием официальной программы американского правительства по развёртыванию систем вооружения на космической орбите. Рейган вообще никогда не скрывал своего восхищения «Звёздными войнами».

«Мы не одиноки. Чудо американской технологии соединяет нас с миллионами кинозрителей по всему миру. Фильм показывает нам не только то, как мы выглядим и говорим, но и (что ещё более важно) как мы чувствуем», – заявил президент по случаю вручения «Оскаров» фильму Лукаса...

Как написал по поводу персоны главного героя фильма кинокритик Артём Космарский (сайт Лента.ру), «Люк Скайуокер и его друзья воспринимались в США 1980-х истинными американцами, а искренность и бесспорность их борьбы со вселенским злом – это, наверное, лучший мандат на войну, который когда-либо получали власти страны с 1941 года, после нападения на Пёрл-Харбор».

Впрочем, Артём Космарский полагает, что Джордж Лукас на самом деле стал невольной жертвой американского милитаризма: «Он задумал «Звёздные войны» как антивоенный и антиамериканский фильм... Однако его картина «выстрелила» в противоположном направлении: её пафос и герои помогли Америке встать с колен и оправиться от депрессивного самоощущения (после Вьетнама и Уотергейта). «Звёздные войны» во многом обеспечили триумф Рональда Рейгана и возвращение в мировую политику высокоморального американского милитаризма».

Но я так не считаю – скорее всего, Лукас всё прекрасно знал и вполне сознательно работал на этот самый милитаризм.

Убивать лучше всего за монитором

Во-первых, режиссёр принял самое прямое участие в холодной войне против нашего государства. Успех «войн» совпал с восторженной истерией вокруг других фантастических фильмов, в создании которых он принял самое активное участие. Это кинобоевики «Глоток свободы» и «Америка». В них действие переносится в недалёкое будущее, когда, по замыслу авторов, США оказались оккупированными советскими и кубинскими войсками. Герои фильмов, американские школьники, поднимаются на священную партизанскую войну, без пощады уничтожая проклятых оккупантов, чьи образы по своей мерзости не уступают отвратительным инопланетным монстрам из виртуальных космических сражений…

Во-вторых, «Звёздные войны», по сути, вырастили новое поколение американских солдат. После Вьетнама в Пентагоне решили отказаться от массированного применения сухопутных армий. Врага лучше всего брать измором, раскатав его силы бесконечными безнаказанными бомбардировками. И фильм Лукаса демонстрирует эту тактику во всей красе! Во время его просмотра ощущаешь себя игроком увлекательной компьютерной игры, в ходе которой нажатием кнопки ты уничтожаешь орды абстрактных врагов, даже не видя их воочию.

Солдаты, выросшие на «виртуальных войнах», таким же образом в 90-е годы завоёвывали мировое господство для Америки. Они не видели своих противников ни в Персидском заливе в ходе войны с Ираком, ни на Балканах во время нападения на Югославию. Американские лётчики бесстрастно, как в компьютерном салоне, глядели на мониторы своих бомбардировщиков, периодически нажимая на гашетки пусковых установок, выпуская по заданным целям ракеты. Их мало трогало то обстоятельство, что при этом гибли не только солдаты противника, но и мирные жители – женщины, старики, дети. Они не в состоянии были сопереживать, потому что не видели того горя, которое причиняли им. Изуродованные трупы они не лицезрели и потому каждый день с прежним подростковым азартом вылетали на всё новую охоту. Охоту на людей… Точь-в-точь как герои Лукаса.

В-третьих, по сюжету фильма легко проследить все изменения американской внешней политики. Если в 70–80-х годах герои «войн» воевали с пресловутой «империей зла» почти на равных, как американцы с Советским Союзом, то в последних эпизодах, снятых в 2000-х, они занимаются в основном проведением карательных акций. Там Вселенная объединена в некую глобальную Республику, чьи общественные ценности сильно смахивают на принципы американской конституции. Однако не всем это нравится, и некие сепаратисты из различных звёздных систем устраивают постоянные заговоры против республиканцев (идеология сепаратистов сильно смахивает на идеологию непокорного Ирака, Северной Кореи и даже отчасти России). При этом пресловутые сепаратисты для достижения своих целей не гнушаются ничем, вплоть до подкупа высших чинов Республики и террористических актов, чьи масштабы сопоставимы лишь с происками реальных «исламских террористов».

Но поползновения врагов бесполезны, так как спецназ Республики – рыцари «джедай» – всегда вовремя раскрывают планы заговорщиков и гасят очаги недовольства самым беспощадным образом, ни в чём не уступая современным американским «зелёным беретам»…

Вот так американский кинематограф сработал на агрессивную политику США. Впрочем, если быть справедливым, Лукас был и остаётся не единственным кинопропагандистом в Голливуде, есть и другие, не менее талантливые «певцы» глобального превосходства Америки. Но это уже другая история...

Вадим АНДРЮХИН.


Популярное


ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ

Нижегородцы требуют отменить выделенку на Гагарина


Сейчас читают


РАЗРЕШИТЕ ДОЛОЖИТЬ

Результаты антикоррупционного мониторинга в Нижегородской области в 2018 году


СИТУАЦИЯ СТАБИЛЬНАЯ

Наркоситуация в Нижегородской области - под контролем


АРХИВ