22 июля 2019, понедельник
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Человеческое

Запутались в ленточках

09-05-2019

Кто делает бизнес на продаже символов Победы

Скандал российского масштаба разразился в Нижнем Новгороде накануне Дня Победы. В одной из торговых точек обнаружились георгиевские ленточки... со свастикой. Нижегородцы подняли волну возмущения в социальных сетях, новость попала даже в федеральные СМИ. К делу подключилась полиция.

Между тем, как считают эксперты, эти ленточки на самом деле стали апофеозом неоднозначного процесса, который тянется уже многие годы...

Креатив по-китайски

Георгиевские ленточки с фашистской символикой обнаружил бизнес-эксперт и блогер Александр Дейч в одном из магазинов Сормовского районе.

«Как вам креатив «китайских товарищей»? Это продается в магазине рядом с домом, – написал он на своей странице в соцсети. – В общем, к звезде и ленте никаких вопросов. Но вот как быть с непонятно зачем нарисованной свастикой? Я посыл-то понял... Типа звезда раздавила фашистскую погань, но как это смотрится... В общем, я за чистоту символов победы, без вот таких импровизаций и «китайского» креатива».

Его поддержали многие пользователи соцсетей.

«Я бы точно не купила такую ленту!» – высказалась Ирина Сорокина.

«Как в грязи искупали...» – добавил другой пользователь.

Однако, судя по всему, хозяева торговой точки ничего предосудительного в таком товаре не увидели. Когда Александр Дейч вернулся в магазин с журналистами, их буквально вытолкали взашей, а оператору чуть не разбили камеру. При этом ленточки так и остались в свободной продаже.

- Представьте, идёт человек с таким вот символом Победы… У меня в семье так или иначе семь человек от той войны пострадали, – рассказал Александр Дейч. – На генном уровне дикая неприязнь к любой форме фашизма.

Позже злополучный товар всё-таки изъяли из продажи полицейские.

– Сейчас проводится проверка, по итогам которой будет принято процессуальное решение. Злого умысла в данном случае не было, а было, скорее, неудачное использование чувствительных символов, – прокомментировал ситуацию заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Краснов. – В любом случае предприниматели должны ответственно относиться к той продукции, которая закупается и реализуется в их магазинах. Особенно в преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне, память о которой для нашего народа священна.

Впрочем, сомнительный товар, связанный с великим праздником, на прилавках магазинов появляется не впервые.

Товарный знак

Так, буквально на следующий день после скандала с георгиевским ленточками в соцсетях появились сообщения, что в нижегородских магазинах продается водка «Русские перцы» с победной символикой – снова георгиевская ленточка и красное знамя над рейхстагом.

Ленточку и пилотку можно купить практически на каждой кассе одной из крупных торговых сетей. Конечно, ничего предосудительного в самих этих товарах нет, но их расположение коробит многих.

– Вот, пожалуйста, жвачки по акции и тут же военные пилотки, – возмущается покупательница лет 35. – Как они вообще могут быть в одном ряду?

– Это что! Я недавно на трассе видела, как с машины касками торгуют! – поддержала её дама лет 50. – Как будто это не серьезный праздник, а маскарад какой-то.

«Победным» ассортиментом в наших магазинах уже никого не удивишь. Несколько лет назад наделала шуму продажа в одном из гипермаркетов деревянных штендеров для «Бессмертного полка». Причем продавались они сразу с фотографией некоего солдата, что многих покоробило. Как оказалось, фото было вставлено просто для привлечения внимания.

Аналогичную продукцию можно встретить по всей стране. Пилотки «под старину», флаги «под СССР», наклейки «Спасибо деду за Победу», шоколад и карамель «Вкус Победы», тематические фейерверки...

Несколько лет назад одна известная фабрика специально к празднику выпустила кокошник из георгиевских лент, украшенный пятиконечной звездой с серпом и молотом. Стоимость такого головного убора – 5000 рублей.

А в другом магазине появились домашние сланцы с георгиевскими лентами.

Конечно, с одной стороны, это обилие символов свидетельствует о том, что День Победы – не только государственный, но и истинно народный праздник. И все эти атрибуты по-настоящему востребованы.

С другой стороны, священный праздник превращается еще и в прибыльный бизнес. Интернет уже заполонили мастер-классы «как заработать на наклейках к 9 Мая» и счастливые рассказы тех, кому удалось за пару дней разбогатеть на сотни тысяч рублей. Однако если георгиевские ленточки или пилотки поступают в продажу, то они уже становятся не символом, а товаром.

И тут, как говорится, спрос рождает предложения.

– Мне кажется, тут смешалась здоровая гордость за Победу и некое болезненное отношение ко всему, что с ней связано, – считает политолог, доктор философских наук Сергей Кочеров. – Меня смущает та возрастающая помпезность, с которой отмечается этот праздник. Вспоминаются лермонтовские строки – «Богатыри – не мы». Даже если человек оденется в форму военных лет, он всё равно не станет частью поколения победителей. Да, можно ходить в пилотках и касках. Но при этом человек должен стремиться чего-то добиваться сам. Не надо окарикатуривать Победу, не надо искать ведьм, врагов, которые подсовывают нам ленточки со свастикой. Давайте поминать своих близких, давайте заботиться о ветеранах. В этом и есть смысл праздника.

И кто бы как ни стремился зарабатывать на ленточках и пилотках – это не главное. В конечном итоге Победа измеряется не деньгами, а мужеством, героизмом, человеческим жизнями, болью потерь и радостью надежды. И символы нужны нам для того, чтобы никогда об этом не забыть.

Лариса ПЛАХИНА.


Популярное


УДАР НИЖЕ ПОЛИСА

 В Нижегородской области появились фальшивые автостраховщики


Сейчас читают


РАЗРЕШИТЕ ДОЛОЖИТЬ

Результаты антикоррупционного мониторинга в Нижегородской области в 2018 году


СИТУАЦИЯ СТАБИЛЬНАЯ

Наркоситуация в Нижегородской области - под контролем


АРХИВ