24 апреля 2019, среда
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

90 историй о 90-летней истории

Посёлок речников

11-04-2019

В масштабах всемирной истории 90 лет совсем ничего не значат. Но 90 лет района - это целая жизнь. Успехи, потери, труд. Уникальная природа и совсем простой вид из окна. Простой, но такой родной... Биография со своими главными лицами. Судьбы нескольких поколений людей. Людей, которые сделали район таким. Стабильным, развивающимся, инновационным. Сильным экономически и сердечно тёплым. Районом, где хочется жить и куда хочется вернуться...

По реке плывут запоздалые льдины, солнце всё чаще выглядывает из-за туч, растапливая сугробы, на проталинах желтеют цветы мать-и-мачехи, а птицы осторожно пробуют голоса и вьют гнёзда. Как только реки совсем очистятся ото льда, начнётся навигация. И первыми её встретят шлюзовики, которые всю зиму к ней готовились.

Ждём!

Пока стоял лёд и все вокруг укрывал снег, на гидроузле ни на день не останавливалась работа. Холодная зима – самое жаркое время для речников. За эту зиму они провели серьёзные ремонтные работы и на верхнем и на нижнем гидроузле. Были отремонтированы шлюзовые камеры, полностью заменено механическое оборудование. Продолжилась и реконструкция, которая была начата в 2002 году. Ремонтные работы вели профессионалы – организация из Волгограда, которая занимается шлюзами по всей Волге. Специалисты высокого класса, они сами изготавливают все необходимые конструкции. А они не только сложные, но и очень массивные. Каждая створка, которая закрывает шлюз, весит 200 тонн!

– На нижнем гидроузле было заменено всё оборудование, кабельное хозяйство меняем, работа кипит день и ночь, – рассказал начальник Городецкого района гидротехнических сооружений и судоходства Владимир Афанасьевич Костылев. – Мы закончили замену бетона – уложили по 3000 кубометров в каждую шлюзовую камеру. Заменили кровлю, поставили новые пьезометры – это одни из главных и точных приборов на гидроузле. С их помощью контролируется уровень воды в створах плотин. И, конечно, к весне мы провели благоустройство всех наших территорий.

Один к шести

Ни одно предприятие, даже оборудованное по последнему слову техники, не будет идеально работать без специалистов. А если от его работы зависит жизнь и безопасность всех, кто живет вниз по реке, то тем более невозможно допустить ошибку. Шлюзы, по которым ежедневно проходят самые необычные, а то и опасные грузы, – именно такое предприятие. И поэтому весна на шлюзах – это ещё и время экзаменов.

– Накануне навигации диспетчера сдали квалификационные экзамены, – продолжает рассказ Владимир Афанасьевич. – Все они получили необходимые для работы допуски и подтвердили свои знания. Так что экзамены окончены, сейчас идёт стажировка, а потом начинается работа! Именно от их квалифицированной работы зависит безопасность судопропуска. На этих 18 человек работают все, в том числе и управление, обслуживающий персонал, транспорт – все 130 человек! Получается, что такие специалисты, на которых лежит весь груз ответственности, среди всех сотрудников гидроузла в пропорции один к шести! Недавно в нашу дружную команду (а это не просто слова – мы действительно очень дружим – все праздники отмечаем вместе, вместе выезжаем в походы и в театры) пришли два новичка, старший механик и инженер – диспетчер верхнего гидроузла. А есть среди сотрудников и те, кто пришел сюда работать и не изменил реке, – так и работает с одной-единственной записью в трудовой книжке. Хотя, конечно, бывает, что люди уходят. Но у них нет проблем с дальнейшим трудоустройством. Не зря нас часто то в шутку, то всерьёз называют «кузницей кадров». В основном молодых сотрудников готовит верхний гидроузел и его руководитель Павел Геннадьевич Исакичев. Он их готовит, а потом их забираем мы, а то и другие предприятия. Но у нас все всегда помогут молодым специалистам. Мы же практически семья. И очень чтим свою историю.

Удивить американцев

Первая навигация на гидроузле была открыта в 1955 году. Первое пассажирское судно – теплоход «Волга» – шёл вверх по реке и шлюзовался через нижний гидроузел через 15-ю камеру. За эти почти семь десятков лет Городецкие шлюзы очень многое дали району. И благодаря им все, кто путешествовал по реке, узнали о старинном русском городе – Городце.

– Много речного транспорта проходит через нас, и путешественники на каждом гидроузле видят надпись большими буквами «Город Городец». Сегодня мы – визитная карточка Городца. И не просто так нас называют «Северные ворота волжского государственного бассейнового управления», – с теплотой и гордостью рассказывает об истории своего детища Владимир Афанасьевич. – Очень много пассажиров, и все смотрят, любуются – ведь наши сооружения уникальные и очень красивые. Они идеально вписаны в ландшафт Городецкого района вместе с ГЭС. В двухтысячных к нам приезжало много иностранных специалистов – немцы, шведы, финны, американцы, китайцы, корейцы. С американцами было очень интересно. Они приехали к нам на автобусе, и шли мы с ними с экскурсией от верхнего гидроузла до нижнего. Смотрю – знаменитая американская улыбка у них становится всё меньше и меньше. Оказывается, они не ожидали, что увидят такую мощь. Спросили нас – как же вы смогли построить такие сооружения? Вот этими вот самыми руками – ответили мы. Они были очень удивлены.

Дело в том, что у них небольшие суда, максимум 150 метров. И в Америке, и в Канаде. И суда эти идут шлюзоваться в небольшие камеры. С нашими, которые вмещают по нескольку судов, их не сравнить. А потом они спросили – сколько же людей работает на одном узле? 36 – отвечаю я. Тут они еще больше удивились – спросили, как вы можете обслуживать такие сооружения? Я объясняю, что у нас очень квалифицированные специалисты – техника, автоматика – мы же не вручную всё делаем! Я бы и не понял, что они имеют в виду, но когда в девяностых годах был в Германии и отправился посмотреть их шлюзы – был уверен, что увижу телевизоры, компьютеры. И вдруг вижу маленькую будочку и мужичка в шортах! Я подумал, что это сторож. А оказалось – диспетчер. И у него есть маленький блокнотик, в котором он пишет, сколько и каких судов он пропустил! А у нас и тогда кругом была компьютеризация. Уж не говорю о том, что они работают только в светлое время суток. Нам это просто дикостью показалось. У нас и ночью шлюзования идут. Вот такая вот история.

Созидатели

Городецкие шлюзы ещё и важный объект для развития района. По сути, весь район многим обязан именно шлюзам. Появились они – появились и их спутники – новые предприятия – порт, Городецкий судоремонтно-механический завод. Это дало городу новые рабочие места, налоги. В затоне между верхним и нижним гидроузлом раньше стояло до ста единиц волжского флота – они там ремонтировались. Вокруг вырос поселок, который негласно назывался «посёлок водников» – речники здесь жили, заводили семьи, растили детей. И была стабильная работа. На ста судах служили порядка 1400 человек. Были построены даже несколько бетонных заводов для нужд шлюза, появились железная и автомобильная дороги.

– Да и вообще Заволжье образовалось благодаря шлюзам, – уверен Владимир Афанасьевич, – по сути, благодаря им вырос современный Городец – появились школы, детские садики, клубы, больницы, над некоторыми мы до сих пор шефствуем. Это школа N4, детский садик и больница в микрорайоне Северный. Сейчас в Городецком районе осталось всего два градообразующих предприятия – ГЭС и шлюзы. Мы исправно платим налоги району, и немалые налоги. И всегда поддерживаем район. Развиваем инфраструктуру. Мы построили четыре дома для наших работников, причем всё – своими силами. На сегодня обеспечили всех квартирами, полностью закрыв список нуждающихся. Наверное, сегодня мало кто так заботится о своих работниках. Но мы – серьёзная организация. С первого дня существования шлюзов мы делаем многое для района. Помогаем культуре – с организацией выставок, ремонтом. Церкви помогаем. А в советское время, когда сельское хозяйство было развито, всем коллективом в выходные ездили картошку копать и сено косили. Косой острова обкашивали – привозили туда нашими судами косцов, потом наш кран грузил сено на нашу же баржу и отвозили его в колхоз имени Куйбышева. Тонн двадцать сена накашивали. И сейчас поддерживаем отношения.

Наши каменщики и штукатуры помогали строить стадион «Спартак», а в общественных местах – около стелы у Вечного огня в Завольжье, около больницы и администрации Городца лежит бетонная плитка, которую мы сделали сами и безвозмездно передали городу. Много грамот и благодарственных писем за эту работу от района получаем – каждый год выдвигаем кандидатов на районные награды. Их работникам вручает лично глава Городца. Приезжает он к нам и на открытие навигации. Наша дружба – самая крепкая!


Популярное


НАДАВИЛИ НА ГАЗ

Олег Дерипаска предрек заводу крах из-за санкции. 20 тысяч нижегородцев, работающих на автозаводе, могут остаться без работы


Сейчас читают


НОВЫЙ РУССКИЙ

Кто такие фандоматы, зачем нужны кейсы и как важно быть транспарентным


КЛЕЩАМИ НЕ ВЫТЯНЕШЬ

Дачный сезон ещё не наступил, а 13 нижегородцев уже укусили клещи. Рассказываем, как уберечься от энцефалита


АРХИВ