![]() Развлекайка
Александра Абдулова не разрешали снимать в «Обыкновенном чуде» Начало 1979 года ознаменовалось премьерой фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо», вышедшего на телеэкраны 1 января. Никто изначально и не предполагал, что картина будет иметь такой сногсшибательный успех. В те времена к телевизионным фильмам относились с лёгким пренебрежением. А потому ничего особенного от картины не ждали. И тем не менее, ровно 40 лет назад на наших телеэкранах случилось чудо. «Обыкновенное чудо». Как же оно творилось на самом деле? А кто у нас муж? В роли Медведя Захаров сразу видел Александра Абдулова, который только-только выпорхнул из институтских стен. Правда, по этой же причине молодой актёр не вызывал особого доверия у киношного начальства. И если Леонова руководство готово было утвердить в фильм без проб, то с Абдуловым пришлось проводить кинопробы. Вместе с ним на роль Медведя претендовали будущий ведущий «Песни года» Евгений Меньшов, муж Елены Яковлевой Валерий Шальных, Владимир Вихров, будущая звезда «Петровки, 38» Евгений Герасимов. Последний довольно успешно играл Медведя в театральном училище. Но на роль он особо не рассчитывал. «Я знал, что режиссер хочет снимать своего артиста, но на всякий случай смотрит и других… Так и вышло», – признавался он позже. Сам Абдулов в успех особо не верил. Актёр шутил, что его постоянно пробуют на хорошие роли, а потом их играет Костолевский. Эта фраза, как признается Захаров, добавила ему спортивного азарта, и он сумел отстоять Абдулова перед худсоветом, тем самым предопределив дальнейшую творческую судьбу молодого актёра. Когда в своё время мы брали интервью у Александра Абдулова, он признавался, что бесконечно благодарен Захарову и за роль в «Обыкновенном чуде», и за то, что он сделал для него в дальнейшем. – Это мой отец! Я даже не могу говорить о нём как о режиссёре, это мой второй отец, – объяснял нам Александр Гаврилович. Так же категоричен Захаров был и в выборе актёра на роль Волшебника. В самом начале съёмок уже утверждённый на эту роль Олег Янковский из-за сильного стресса попал в реанимацию. На следующее же утро под окном его палаты появился Захаров с сеткой дефицитнейших по тем временам апельсинов. Менять заболевшего актёра Захаров категорически отказался, объявив, что с Янковским он ни за что не расстанется. И принялся ждать его выздоровления. А вот Евгению Симонову, говорят, режиссёр поначалу никак не хотел брать на роль принцессы. Вместо неё он пробовал Веру Глаголеву, Марину Яковлеву, Ларису Удовиченко, Евгению Глушенко. Но благодаря стараниям второго режиссёра симоновская фотография периодически появлялась на захаровском столе. В итоге он согласился вызвать актрису на пробы. Увидев Симонову в чёрном мужском костюме, он всё же утвердил её на роль, которая по сути превратила актрису в звезду. Однако в своё время она признавалась нам, что не считает роль Принцессы лучшей в своей карьере. Более того, Евгению Симонову задевало то, что все до сих пор видят в ней принцессу. – До «Обыкновенного чуда» у меня за плечами было восемь-девять картин как минимум. В то время я уже был взрослая, мне исполнилось 23 года, у меня уже была Зоя, моя старшая дочь, – делилась актриса. Отношения между Симоновой и Абдуловым на съёмочной площадке сложились замечательные. Правда они были начисто лишены даже намёка на любовь. Приходите к амбару, не пожалеете В роли трактирщика Эмиля Захаров поначалу видел Александра Збруева. Но режиссёру показалось, что актёр не загорелся этой идеей. И тогда он стал думать о другом исполнителе. Ассистент режиссёра посоветовал ему Юрия Соломина. В то время в кино он играл в основном мужественных романтичных героев, вроде адъютанта его превосходительства. И роль Эмиля стала чуть ли не первой комедийной ролью в его кинокарьере. Именно после неё Соломину стали предлагать подобные роли. На съёмках Юрий Соломин, по его признанию, чувствовал себя белой вороной. Потому что большинство актёров картины работали с Захаровым в Ленкоме или, как Андрей Миронов, участвовали его постановках в Сатире. Но Захаров, по воспоминаниям актёра, сумел создать на площадке дружескую обстановку. Без крика и ора, так принятых в кино. А вот Евгений Леонов, оказывается, не хотел сниматься в картине. Он как раз собирался улетать в Германию на лечение. Но Захарову удалось его уговорить, пообещав, что все сцены с участием Леонова будут отсняты за 10 дней. Ирина Купченко, сыгравшая жену Волшебника, вспоминала, что текста роли Леонов никогда не знал. Ему его либо подсказывали, либо он учил реплики прямо перед съемкой. В «Чуде» также снимался и сын Леонова Андрей, сыгравший ученика охотника. Леонов-младший вспоминал потом, что все пытались его учить, а у него от страха даже ноги не сгибались. И он никак не мог сесть за стойку бара, как было положено по сценарию. – На съемках «Обыкновенного чуда» я был очень зажат, и вывести меня из этого состояния не могли ни Андрей Миронов, ни папа. Я был просто как деревянный и в ужасе думал: какой кошмар, это совершенно не моя профессия! – делился с нами в своё время звезда «Папиных дочек». Вот и славно, трам-пам-пам!!! У киноцензоров картина вызвала немало вопросов. Так, Марку Захарову с большим трудом удалось оставить в картине знаменитую песенку про бабочку, которую воробышек собирается «ам-ням-ням-ням». Руководство «Мосфильма» разглядело в этом сексуальные намерения воробышка по отношению к бедной бабочке. Позже Захаров шутил, что под эту песню занималась заря российской сексуальной революции. Большие претензии у руководства Госкино вызвали горящие декорации в финале картины. Всякое разрушение киношные чиновники воспринимали как намёк на разрушение советской системы. Слова же Короля о том, что он почётный святой, папа римский, великомученик и так далее, которые казались откровенным намёком на Брежнева, нареканий почему-то не вызвали. Евгений Леонов был уверен, что сцену, когда король идёт венчать свою дочь и в приветственном жесте поднимает руку, как Брежнев, ни за что не пропустят. А потому снято было два дубля – один с брежневским жестом, другой без. Но цензоры не обратили внимания на эту сцену. Зато на просмотре в Доме кино она вызвала бурю восторга у зрителей. Народ воспринял это, как акт необычайного гражданского мужества. А вот слова охотника о том, что он пишет книгу, попросили убрать. Леонид Ильич в ту пору как раз выпустил книгу «Целина», и намёк выглядел очень прозрачным. Пришлось отказаться и от фразы Министра-администратора о Короле «Стареет наш королёк», поскольку она опять же вызывала отчётлиыое ассоциации со стареющим Брежневым. В остальном же ножницы цензоров практически не коснулись захаровского киношедевра. ...Когда фильм вышел на экраны, многие из тех, кто сегодня с удовольствием его смотрит, коротали свои дни в пелёнках или вообще ещё не успели появиться на свет. Им неизвестны брежневские жесты, как, впрочем, и сам бывший генсек. Но они будут пересматривать этот фильм так же, как их родители. Каждый раз находя очень много схожего с тем, что испытывают лично они. Такое вот обыкновенное чудо... ЗНАЕШЬ? Пьесу «Обыкновенное чудо» Евгений Шварц посвятил своей жене – Екатерине Ивановне Шварц. Она же, как считается, и является прототипом жены Волшебника. Ну, а в самом Волшебнике Шварц, как уверены многие исследователи, отобразил себя. Первую экранизацию «Обыкновенного чуда» в 1964 году снял Эраст Гарин вместе со своей женой Хесей Локшиной. Он же сам и сыграл Короля, роль романтичного Медведя досталась главному красавцу советского кино Олегу Видову, а Палача сыграл Георгий Милляр. В 1970-е спектакль «Обыкновенное чудо» был поставлен на сцене Московского театра сатиры. Медведя играл Михаил Державин, Министра-администратора – Александр Ширвиндт . Имейте в виду Из всех актёров в фильме сам поёт только Миронов. За остальных поют Леонид Серебренников и Лариса Долина. «Песню охотника» исполнил Михаил Боярский, но, к сожалению, в картину она так и не вошла. Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.
Сейчас читают![]() РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙПять способов спасти планету, не прилагая больших усилий СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖСын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей АРХИВ |
|||