30 ноября 2020, понедельник
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Популярное

КАК ПО НОТАМ

19-04-2018

В чём Пугачёва виновата перед зрителями

Нанедавней церемонии вручения премии «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму» награду получил 84­летний Владимир Дашкевич. Его знаменитые мелодии из фильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Зимняя вишня», «Бумбараш» много лет любимы зрителями и давно стали классикой.

Как создавались эти шедевры? Каким образом музыка влияет на самооценку? В чём виновата перед публикой Алла Пугачёва, есть ли голос у Киркорова и влияет ли сексуальная ориентация на творчество?

Об этом и многом другом мы побеседовали с Владимиром ДАШКЕВИЧЕМ.

Журавль по небу летит

- Это правда, что знаменитую мелодию к «Шерлоку Холмсу» вы сочинили за несколько минут и сыграли Масленникову прямо по телефону?

– Да, действительно, это произошло примерно так. Масленников снимал фильм в Ленинграде и каждую субботу после окончания рабочей недели звонил мне и спрашивал, не написал ли я музыку к титрам. Масленников даже посоветовал мне послушать заставку у программы Би­би­си, которая выходила по пятницам, и сделать что­то похожее. А я очень не люблю сочинять по чужому образцу. И поэтому, как­то подсознательно не желая её слушать, каждую пятницу забывал про эту программу.

Так продолжалось четыре недели. На пятый раз голос Масленникова приобрёл металлические нотки, и я почувствовал, что сейчас он разозлится и меня выгонит. Тогда я поднёс телефон к роялю и, чтобы показать, что работаю, сыграл первую пришедшую в голову мелодию. И вдруг Масленников сказал уже мягким голосом: «Володя, возьмите карандаш и запишите, а то забудете». И потом вдруг оказалось, что эта музыка всем понравилась и нравится до сих пор.

Известно, что Юлий Ким согласился написать стихи к песням в «Бумбараше» только из­за вас. Как вам удалось его уговорить?

– Киму не нравился сценарий. А я на него очень сильно наседал, чтобы он написал текст на ту музыку, которую я уже сочинил. Помогло мне моё второе хобби, которым увлекаюсь до сих пор, – шахматы. Ким привёл ко мне перворазрядника Володю Гусарова и поставил условие обыграть его, выпив перед этим без закуски стакан «Старки». Я выпил стакан «Старки» и четыре раза обыграл Гусарова. После этого Ким согласился писать стихи.

Зимняя вишня

- В музыке к фильму «Зимняя вишня» потрясает удивительное сочетание надежды с ощущением полнейшей безнадёги...

– Над этой темой я поработал что­то порядка месяца. Она не получалась и только через месяц сложилась.

Мы втроём – сценарист фильма Володя Валуцкий, режиссёр Игорь Масленников и я – решили сделать как бы фильм­покаяние мужчин перед всеми женщинами.

Здесь звучит тема сильной женщины и слабого мужчины. Я считаю, что сейчас, в век, когда женщины дают своей семье и обществу больше, чем мужчины, эта тема очень интересна.

А это чья вина – женщин, которые берут на себя слишком много, или мужчин, которые допускают подобное?

– Первобытный человек завоёвывал эту планету 2 миллиона лет. И наконец­то он её завоевал. В XX веке он покорил сначала Северный полюс с Южным, потом вышел в космос. После этого и американцы, и мы посчитали, что покорение космоса – это нерентабельно. Человек остановился и стал жить для комфорта. Вот эта комфортофилия привела к тому, что человек стал откатываться назад. Потому что он так устроен – если не идёт вперёд, то неизменно откатывается назад и превращается в человекообразное животное.

И эта ситуация оказалась для мужчин очень тяжёлым испытанием. Они всё­таки должны по своему характеру идти всё время за линию горизонта, стараться достичь того, чего никто ещё не достигал. А когда они живут в условиях суперкомфорта, то, конечно, прежде всего внутренне загнивают.

А женщине некуда деваться.

И Масленников и Валуцкий – оба были в ситуации главного героя фильма, разрывавшегося между женой и любовницей. А вам знакома такая ситуация?

– Я не люблю вдаваться в такие подробности своей жизни. Тем более что я со своей женой более 50 лет. И у нас замечательная дочь, четверо внуков...

Вы ведь начали ухаживать за женой, когда были её педагогом. Но она же, наверное, была не единственной студенткой, влюбившейся в вас? Чем именно она вас взяла?

– Это очень трудно объяснять. Но я, когда её увидел, сразу подумал, что эта девушка будет моей женой. Она несколько раз отказывалась выйти за меня замуж: всё­таки я был старше на 10 лет, и ей казалось, что это большая разница. Но сопротивление было преодолено примерно месяца за четыре.

Двадцатый век начинается

- Известно, что вы не терпите отечественную попсу. Чем она вам так не угодила?

– Существует два типа культуры – понижающая и повышающая. Культура повышающая работает, создавая новые ассоциативные связи, которые являются прообразом мышления нового типа. Вот в XIX веке было три основных музыкальных формата. Светский – песня трехминутная, интеллектуальный – симфония 30­минутная и духовный – месса трехчасовая. В ХХ веке из­за того, что понижающая культура ослабила возможности человеческого мозга и он уже не справлялся с трёхчасовым форматом, остались только симфония и песня. А в XXI веке мозг перестал справляться и с 30­минутной симфонией. И стала доминировать одна только форма – 3­4­минутная светская песня. Это создаёт у человека так называемое ленивое мышление.

Скажем, вся российская попса – это понижающая культура, которая воспитывает ленивое мышление.

Но ведь и в Советском Союзе существовала лёгкая музыка, лёгкий жанр. И некоторые ваши песни поначалу тоже к нему причисляли...

– Лёгкий жанр в советские времена имел своих профессионалов. И это были большие мастера песенной культуры – Колмановский, Фельцман, Фрадкин, Таривердиев. В них было много неожиданного, парадоксального и остроумного.

А попса – это дело рук, в общем, людей, которые ничего не изобретают. Они только соединяют уже придуманные формы, фактуру, ритм. Это примерно как в калейдоскопе – там несколько стёклышек, и когда вы его вращаете, создаётся ощущение нового узора. Это действует на дикаря.

Многие возлагают ответственность за сегодняшнее удручающее состояние эстрады на Пугачёву. Её обвиняют в том, что она испортила публике вкус, привив ей любовь к кабацким мотивам. Насколько, на ваш взгляд, это оправданно?

– Раньше эстрадную песню писали профессионалы – Паулс, Зацепин, Таривердиев... А она стала писать сама, и это же стали делать тысячи её подопечных в этом жанре. И эстрадная песня практически перешла на дилетантский уровень. И, конечно, её качество резко понизилось. Качество первых песен Пугачевой гораздо выше, чем тех, что она писала и исполняла позже. То есть пошли довольно­таки грубые поделки, которые очень понизили вкус публики. Это действительно так.

Многие считают, что сегодняшние поп­исполнители петь не умеют. Но ведь, с другой стороны, есть же Киркоров с Басковым, которых постоянно приводят в пример как больших певцов...

– Ну, я слышал не обработанные звукорежиссёрами фонограммы Киркорова. Сомневаюсь, что качество его слуха позволяет ему выступать в качестве мэтра.

О Баскове всё время говорят как о золотом голосе, но никаких выдающихся песен у него я не знаю.

Недавно одна из газет опубликовала интервью с вами, в котором вы рассуждаете о нетрадиционной ориентации Евгения Миронова и Олега Меньшикова...

– Вы знаете, я на эти темы стараюсь не говорить, потому что уважаю актёров и всех творческих людей за их талант. Думаю, что начиная с Чайковского совершенно бессмысленно говорить о таких людях в рамках гендерной принадлежности. Актёр, да и вообще художник – это хрупкий организм и лучше его грязными руками не трогать. А по отношению к таким актёрам, как Миронов или Меньшиков, меня совершенно не интересует их ориентация. То, что они великие мастера – гораздо существеннее.

Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.


Популярное


УСЫНОВИ НАЛИЧНИК

Необычная акция в Нижегородской области


Сейчас читают


РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Пять способов спасти планету, не прилагая больших усилий


СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖ

Сын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей


АРХИВ