14 декабря 2018, пятница
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Развлекайка

Земля раздора

08-11-2018

На съёмках «Земли Санникова» Даля пришлось «убить» досрочно

Сегодня даже трудно себе представить, что на съемках столь любимого нами фильма «Земля Санникова», отметившего на днях 45-летний юбилей, кипели нешуточные страсти. И половина актёров, исполняющих в фильме главные роли, вообще собирались отказаться от участия в нём.

Почему же «Земля Санникова» снискала славу одной из самых скандальных советских картин ?

И солнце всходило

Когда начинающий режиссёр картины Альберт Мкртчян прочитал сценарий будущей картины, написанный по мотивам одноимённого романа Владимира Обручева, он пришёл в ужас.

– Сценарий оказался из рук вон плохой, чудовищный, просто никакой! И я сказал, что буду снимать, если мне разрешат написать новый сценарий. Иначе это будет полный провал. Они согласились, – рассказывал нам в своё время сам Альберт Мкртчян.

Он пригласил на подмогу Марка Захарова, на пару с которым и стал писать сценарий.

– Марк приходил ко мне и спрашивал: «Что мне писать?». Я ему рассказывал: «Этот пошёл туда-то, сказал то-то, увидел то-то». Он уходил и на следующий день приносил великолепно написанную сцену. Я ему говорил: «Может, ты всё-таки прочтёшь сам роман?». А он отвечал: «А зачем? Ты говори, что писать, а роман мне читать не надо». И это было совершенно правильно. Видите ли, роман Обручева интересен своей географической тайной, попыткой объяснить, существует или нет Земля Санникова. Это фактически не художественное, а научно-популярное произведение. Четыре человека «в одно лицо» идут искать землю. Нет ни характеров, ни персонажей, – рассказывал Альберт Саркисович.

Они с Марком Захаровым придумали каждому из героев свой характер. В результате получились интересные персонажи. Правда, никакого отношения к Обручеву и его роману они уже не имели. Как и сюжетная линия фильма.

От книги осталась только идея о поиске заветной земли. Всё остальное было написано заново.

Правда, некоторые критик. упрекали Мкртчяна, что из серьезного романа Обручева он сделал дешевое зрелище с песнями. Но режиссёр в своей правоте не сомневался.

– Лично меня интересовала в этой теме романтика приключений, как у Дюма. Мне хотелось сделать фильм, на который зрители ходили бы и который хотели бы смотреть, – делился Альберт Саркисович.

Пылали закаты

Изначально Альберт Мкртчян планировал снимать совершенно других актёров.

– На главную роль руководителя экспедиции Ильина я хотел взять Джигарханяна. Но он был очень занят, и тогда я пригласил Дворжецкого. Георгий Вицин планировался на свою роль с самого начала. Правда, я ещё предполагал Евгения Леонова, но он тоже оказался занят, и остался Вицин.

Но самое главное, что авантюриста Крестовского должен был играть Владимир Высоцкий.

Высоцкий для фильма даже написал три песни – «Капитана в тот день называли на «ты», «Белое безмолвие» и ставшую легендарной «Чуть помедленнее, кони». Однако накануне отъезда съёмочной группы в экспедицию на съёмки, Высоцкого с роли экстренно сняли.

– Мы все были совершенно уверены, что Володю утвердят, и даже билеты на поезд взяли и для него, и для Марины Влади (мы уже уезжали в экспедицию). У нее был маленький эпизод невесты руководителя экспедиции. Ее впоследствии сыграла Елена Чухрай. Но генеральная дирекция вдруг оказалась против. Высоцкий попросил подождать его три дня, я пообещал. Но его всё равно не разрешили. А потом выяснилось, что накануне его песни передавали на «Немецкой волне». Так Высоцкий выбыл из игры.

Нужно было срочно решать, кого снимать вместо него. В списке претендентов у режиссёра значились Андрей Миронов, Юрий Соломин, и Олег Даль. В итоге решили остановиться на последнем.

Даль, по словам режиссёра, приехал страшно обиженный, что его пригласили не сразу, а вместо Высоцкого, и – самое главное – « в дымину пьяный».

– Высоцкий, может быть, делал бы и не лучше, чем Олег Даль. Но меня интересовала личность Высоцкого. Это великий человек, великолепный поэт. Но я очень доволен тем, что делал Олег Даль, – делился Альберт Мкртчян.

Однако отношения с Далем у режиссёра не заладились. И не только с ним одним.

Дворжецкий, Даль и Шакуров, который играл беглого каторжника Губина, даже отправили руководству «Мосфильма» резкую телеграмму: «Сидим в г... не на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров». Они требовали сменить режиссёра картины, в противном случае грозились отказаться от съёмок.

– В первые съемочные дни я стал снимать походные сцены, а не сюжетные эпизоды. И актёры были поначалу ошарашены, они решили, что так пойдёт и дальше, что никакого психологизма не будет. И у нас произошёл конфликт, – объяснял причины конфликта сам Мкртчян.

Руководство студии менять режиссёров отказалось и принялось уговаривать актёров остаться. Первым согласие дал Георгий Вицин, известный своим неконфликтным характером. Дворжецкого, по легенде, припугнули тем, что если он уйдёт из картины, то не получит квартиры в Москве, которую тот давно ждал. Даля тоже удалось уговорить. И только Сергей Шакуров решил идти до конца и от роли всё-таки отказался.

В итоге его пришлось заменить Юрием Назаровым.

– И я очень доволен тем, что делал в фильме Назаров, хотя уверен, что Шакуров тоже сделал бы не хуже, – деликатно комментировал эту историю Мкртчян.

Шакуров же очень сильно обиделся на оставшихся коллег, посчитав, что они его предали.

«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…» – делился позже Сергей Шакуров, известный своей непримиримостью.

И радуга цвела

Впрочем, Даль, хотя и остался в картине, своего отношения к режиссёрам фильма – Мкртчян снимал «Землю» с Леонидом Поповым – не изменил. «Х и У клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция…» – писал он в своём дневнике.

Работать с Далем, по словам Альберта Саркисовича, было сложно.

– Понимаете… Он пил очень здорово. Беспробудно просто. Это очень сложная ситуация. Например, мы выходили на режимные съемки в пять часов утра, а он уже приходил с песней на площадку. Я спрашиваю: «Когда же он успел?» А мне говорят: «А он ещё не ложился».

По словам Мкртчяна, на съёмках крупного плана порой приходилось держать актёра за ноги, чтобы он не упал.

– Очень было сложно! Я с ним разговаривал неоднократно, просил. Но бесполезно, он всё равно пил. И некоторые съёмки приходилось просто отменять, потому что он был в таком состоянии, что снимать нельзя. По сюжету его герой погибал, и мне посоветовали: «Убей» его поскорее». Пришлось, к сожалению, так и сделать. Я раньше времени убил этого героя, а остаток текста отдал Дворжецкому. Другого выхода уже не было, – вспоминал режиссёр.

Возможно, из-за славы о скандалах на съёмочной площадке на «Мосфильме» картину встретили поначалу без восторгов и даже прочили ей провал. Однако премьера «Земли Санникова», состоявшаяся в октябре 1978 года, имела оглушительный успех. Её посмотрели 41 миллион 100 тысяч человек, обеспечив картине 7-е место в прокате.

С тех пор «Земля Санникова» остаётся одним из любимых фильмов советской поры, который не утратил своего очарования и поныне. И сегодня, пересматривая полюбившиеся кадры, даже трудно поверить, что на съёмочной площадке фильма бушевали такие страсти.

Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.


Популярное


ПРИШЛА И ГОВОРЮ

Свое первое интервью новый министр культуры Надежда ПРЕПОДОБНАЯ дала нашей газете


Сейчас читают


НЕ ЛОМАЙ «КОМЕДИЮ»!

 Артисты нижегородского театра судятся с Пенсионным фондом, который запутался в жанрах


МОЛОДАЯ БЫЛА НЕМОЛОДА

Лидия Федосеева-Шукшина рассказала нам, зачем она в 80 лет вышла замуж


АРХИВ