21 февраля 2019, четверг
ОБЛАСТНОЙ ВЫПУСК

Развлекайка

Земля раздора

08-11-2018

На съёмках «Земли Санникова» Даля пришлось «убить» досрочно

Сегодня даже трудно себе представить, что на съемках столь любимого нами фильма «Земля Санникова», отметившего на днях 45-летний юбилей, кипели нешуточные страсти. И половина актёров, исполняющих в фильме главные роли, вообще собирались отказаться от участия в нём.

Почему же «Земля Санникова» снискала славу одной из самых скандальных советских картин ?

И солнце всходило

Когда начинающий режиссёр картины Альберт Мкртчян прочитал сценарий будущей картины, написанный по мотивам одноимённого романа Владимира Обручева, он пришёл в ужас.

– Сценарий оказался из рук вон плохой, чудовищный, просто никакой! И я сказал, что буду снимать, если мне разрешат написать новый сценарий. Иначе это будет полный провал. Они согласились, – рассказывал нам в своё время сам Альберт Мкртчян.

Он пригласил на подмогу Марка Захарова, на пару с которым и стал писать сценарий.

– Марк приходил ко мне и спрашивал: «Что мне писать?». Я ему рассказывал: «Этот пошёл туда-то, сказал то-то, увидел то-то». Он уходил и на следующий день приносил великолепно написанную сцену. Я ему говорил: «Может, ты всё-таки прочтёшь сам роман?». А он отвечал: «А зачем? Ты говори, что писать, а роман мне читать не надо». И это было совершенно правильно. Видите ли, роман Обручева интересен своей географической тайной, попыткой объяснить, существует или нет Земля Санникова. Это фактически не художественное, а научно-популярное произведение. Четыре человека «в одно лицо» идут искать землю. Нет ни характеров, ни персонажей, – рассказывал Альберт Саркисович.

Они с Марком Захаровым придумали каждому из героев свой характер. В результате получились интересные персонажи. Правда, никакого отношения к Обручеву и его роману они уже не имели. Как и сюжетная линия фильма.

От книги осталась только идея о поиске заветной земли. Всё остальное было написано заново.

Правда, некоторые критик. упрекали Мкртчяна, что из серьезного романа Обручева он сделал дешевое зрелище с песнями. Но режиссёр в своей правоте не сомневался.

– Лично меня интересовала в этой теме романтика приключений, как у Дюма. Мне хотелось сделать фильм, на который зрители ходили бы и который хотели бы смотреть, – делился Альберт Саркисович.

Пылали закаты

Изначально Альберт Мкртчян планировал снимать совершенно других актёров.

– На главную роль руководителя экспедиции Ильина я хотел взять Джигарханяна. Но он был очень занят, и тогда я пригласил Дворжецкого. Георгий Вицин планировался на свою роль с самого начала. Правда, я ещё предполагал Евгения Леонова, но он тоже оказался занят, и остался Вицин.

Но самое главное, что авантюриста Крестовского должен был играть Владимир Высоцкий.

Высоцкий для фильма даже написал три песни – «Капитана в тот день называли на «ты», «Белое безмолвие» и ставшую легендарной «Чуть помедленнее, кони». Однако накануне отъезда съёмочной группы в экспедицию на съёмки, Высоцкого с роли экстренно сняли.

– Мы все были совершенно уверены, что Володю утвердят, и даже билеты на поезд взяли и для него, и для Марины Влади (мы уже уезжали в экспедицию). У нее был маленький эпизод невесты руководителя экспедиции. Ее впоследствии сыграла Елена Чухрай. Но генеральная дирекция вдруг оказалась против. Высоцкий попросил подождать его три дня, я пообещал. Но его всё равно не разрешили. А потом выяснилось, что накануне его песни передавали на «Немецкой волне». Так Высоцкий выбыл из игры.

Нужно было срочно решать, кого снимать вместо него. В списке претендентов у режиссёра значились Андрей Миронов, Юрий Соломин, и Олег Даль. В итоге решили остановиться на последнем.

Даль, по словам режиссёра, приехал страшно обиженный, что его пригласили не сразу, а вместо Высоцкого, и – самое главное – « в дымину пьяный».

– Высоцкий, может быть, делал бы и не лучше, чем Олег Даль. Но меня интересовала личность Высоцкого. Это великий человек, великолепный поэт. Но я очень доволен тем, что делал Олег Даль, – делился Альберт Мкртчян.

Однако отношения с Далем у режиссёра не заладились. И не только с ним одним.

Дворжецкий, Даль и Шакуров, который играл беглого каторжника Губина, даже отправили руководству «Мосфильма» резкую телеграмму: «Сидим в г... не на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров». Они требовали сменить режиссёра картины, в противном случае грозились отказаться от съёмок.

– В первые съемочные дни я стал снимать походные сцены, а не сюжетные эпизоды. И актёры были поначалу ошарашены, они решили, что так пойдёт и дальше, что никакого психологизма не будет. И у нас произошёл конфликт, – объяснял причины конфликта сам Мкртчян.

Руководство студии менять режиссёров отказалось и принялось уговаривать актёров остаться. Первым согласие дал Георгий Вицин, известный своим неконфликтным характером. Дворжецкого, по легенде, припугнули тем, что если он уйдёт из картины, то не получит квартиры в Москве, которую тот давно ждал. Даля тоже удалось уговорить. И только Сергей Шакуров решил идти до конца и от роли всё-таки отказался.

В итоге его пришлось заменить Юрием Назаровым.

– И я очень доволен тем, что делал в фильме Назаров, хотя уверен, что Шакуров тоже сделал бы не хуже, – деликатно комментировал эту историю Мкртчян.

Шакуров же очень сильно обиделся на оставшихся коллег, посчитав, что они его предали.

«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…» – делился позже Сергей Шакуров, известный своей непримиримостью.

И радуга цвела

Впрочем, Даль, хотя и остался в картине, своего отношения к режиссёрам фильма – Мкртчян снимал «Землю» с Леонидом Поповым – не изменил. «Х и У клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция…» – писал он в своём дневнике.

Работать с Далем, по словам Альберта Саркисовича, было сложно.

– Понимаете… Он пил очень здорово. Беспробудно просто. Это очень сложная ситуация. Например, мы выходили на режимные съемки в пять часов утра, а он уже приходил с песней на площадку. Я спрашиваю: «Когда же он успел?» А мне говорят: «А он ещё не ложился».

По словам Мкртчяна, на съёмках крупного плана порой приходилось держать актёра за ноги, чтобы он не упал.

– Очень было сложно! Я с ним разговаривал неоднократно, просил. Но бесполезно, он всё равно пил. И некоторые съёмки приходилось просто отменять, потому что он был в таком состоянии, что снимать нельзя. По сюжету его герой погибал, и мне посоветовали: «Убей» его поскорее». Пришлось, к сожалению, так и сделать. Я раньше времени убил этого героя, а остаток текста отдал Дворжецкому. Другого выхода уже не было, – вспоминал режиссёр.

Возможно, из-за славы о скандалах на съёмочной площадке на «Мосфильме» картину встретили поначалу без восторгов и даже прочили ей провал. Однако премьера «Земли Санникова», состоявшаяся в октябре 1978 года, имела оглушительный успех. Её посмотрели 41 миллион 100 тысяч человек, обеспечив картине 7-е место в прокате.

С тех пор «Земля Санникова» остаётся одним из любимых фильмов советской поры, который не утратил своего очарования и поныне. И сегодня, пересматривая полюбившиеся кадры, даже трудно поверить, что на съёмочной площадке фильма бушевали такие страсти.

Нелла ПРИБУТКОВСКАЯ.


Популярное


ОСТАВАЙТЕСЬ В ЭФИРЕ

Отвечаем на самые популярные вопросы про цифровое эфирное телевидение


Сейчас читают


СКРЫТАЯ УГРОЗА

Рассказываем, по каким признакам можно распознать онкологическое заболевание


ЧИСТАЯ РАБОТА

Разбираемся, как платить за мусор по новым правилам


АРХИВ